Сначала Пейдж использовала джойстик, а затем продемонстрировала управление «силой мысли». В этом и был смысл вживления импланта — их разрабатывают для того, чтобы лишенные возможности двигаться люди могли пользоваться техникой.
Случай Пейдж впечатлил научное сообщество: «силу мысли» ученые видели и раньше, а вот устройство, которое не мешало подопытной передвигаться и не предполагало подключения мозга к массивному оборудованию, испытывали впервые.
После успешных тестов Neuralink, нейроинтерфейсы стали привлекать больше внимания и инвестиций. Если в 2020 году рынок оценивали в $1,5 млрд, то к 2030 году, по прогнозам аналитиков, он должен дорасти до $5,5 млрд.
Сегодня проекты развиваются в нескольких направлениях:
- Передача в мозг обратной связи — например, информации от искусственной руки. В случае успеха механические руки смогут не только выполнять нужные действия, но и ощущать мир так же, как «настоящие» конечности. Парализованный человек сможет снова чувствовать поверхность, вес и температуру разных предметов.
- Чтение мыслей (распознавание воображаемой речи). Пока что набор текста с помощью импланта не предполагает, что пациенту нужно просто думать о чем-то, чтобы эти мысли появились на экране. Но теоретически это возможно: такие исследования спонсируют военные.
- Неинвазивные решения. Лучшая операция на мозге — та, которой удалось избежать. Так что исследователи ищут способ связать сигналы мозга и технику без вживления имплантов. Правда, пока не очень успешно.
Например, нейрошлем для распознавания речи пыталась создать Facebook, но в итоге отказалась от проекта — он оказался не слишком прибыльным и неэффективным.